Вторник, 04.02.2025, 17:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Близнецы Санкт-Петербурга
Главная » Статьи » Мои статьи

Почему наука интересуется близнецами?

Что связывает близнецов с наукой? Чем обусловлен пристальный и неподдельный исследовательский интерес к близнецам со стороны ученых?
Во-первых, подобным интересом близнецы обязаны необычности своей ситуации. Ученых давно интересовало, чем отличаются близнецы от одиночнорожденных малышей, и чем семьи близнецов отличаются от других многодетных семей. В конце – начале XX века подобные исследования стали довольно характерным явлением: изучали как происхождение близнецов, так и их психологию, биологию и патологию. В настоящее время психологи исследуют особенности развития близнецов в течение всей жизни, особенности их взаимоотношений между собой и с другими членами семей, особенности воспитания близнецов, а также типичные проблемы и трудности близнецов.
Во-вторых, изучение близнецовых пар является одним из основных методов генетических исследований в психологии, биологии, медицине, позволяющим ученым оценить, что именно – наследственность или среда – в большей мере ответственны за формирование тех или иных особенностей человека, за возникновение тех или иных отклонений развития.
Метод близнецов окончательно был сформулирован Г. Сименсом, предложившим сравнивать моно- и дизиготных близнецов. Суть метода состоит в следующем. Существует два типа близнецов – монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (разнояйцевые). Первые развиваются из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним спермием (т.е. зиготы), и впоследствии поделившейся. Законы деления зиготы таковы, что каждый эмбрион получает ровно половину родительских генов. Таким образом, из всех живых существ, населяющих Землю, только монозиготные близнецы генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из двух разных оплодотворенных яйцеклеток. В среднем, дизиготы имеют 45-55% общих генов, как и обычные братья и сестры.
Условно считается, что и монозиготные, и дизиготные близнецы, будучи одного и того же возраста и воспитываясь в одной семье, развиваются приблизительно в одной и той же среде, и, следовательно, ее влияние на них примерно одинаковое. Поэтому, сравнивая сходство в парах генетически идентичных монозиготных близнецов и генетически различных дизиготных близнецов по какому-нибудь параметру, можно определить, детерминирован ли этот признак наследственностью (в случае, если сходство в монозиготных парах выше сходства в дизиготных) или средой (в случае, если сходство монозигот и дизигот по исследуемому признаку приблизительно одинаково).
Исследования близнецов невероятно важны для практики: они могут обосновать существование генетических источников различных заболеваний, особых форм поведения, выявить факторы риска возникновения физических, психических и поведенческих расстройств; позволяют изучать условия развития познавательной, эмоциональной, личностной сфер человека. Однако для точных и обоснованных выводов необходимо изучение большого числа близнецовых пар. Именно поэтому во всем мире существуют своеобразные базы данных близнецов, добровольно участвующих в организованных учеными исследованиях. Подобные базы данных получили название «близнецовые регистры».
Среди европейских регистров широкую известность получили регистры в Бельгии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Дании, Швеции, Великобритании, Королевстве Св. Томаса, Италии. Вместе взятые, они дают доступ более чем к 350000 близнецовых пар всех возрастов. Регистры разных стран по-своему уникальны. Так, в рамках Мюнхенского проекта было проведено изучение 90 пар близнецов на протяжении более шестидесяти лет, начиная с 1937 года; в Италии был организован самый большой регистр близнецов-атлетов; в Нидерландах в близнецовом регистре собраны данные многолетних исследований 10000 близнецовых пар начиная с рождения. Многие страны ведут согласованные между собой исследования, сопоставляя различные данные, что позволяет изучать связи, существующие между генотипом и культурой. Таким образом, в настоящий момент взаимодействие близнецов и ученых поистине можно назвать сотрудничеством.

Источник: сайт "Родитель.ру", Наталья Клипинина , по материалам книги И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютиной, Е. Л. Грирогенко «Психогенетика», а также журнала «Twins Research»

Категория: Мои статьи | Добавил: andrei (07.02.2010)
Просмотров: 2184 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz